?

Log in

No account? Create an account
19 мар, 2017 @ 20:31 Как любить свои ошибки
Оригинал взят у hel_ya в Как любить свои ошибки
Что такое ошибки? Как начать хвалить себя за ошибки?

Для начала вопрос:
Если мой ребенок учится чему-то – писать, рисовать, готовить, шнурки завязывать. И вот он что-то сделал не так, ошибся – пролил, испачкался краской, порвал лист карандашом, рассыпал муку. И я его ругаю, я сержусь – в этот момент я забочусь о нем или о себе?

Если я его ругаю, то я или ждала от него сразу супер-результата, или тороплюсь поскорее закончить с этим, или…. Да, о себе, конечно, я думаю.
Вернее не замечаю, что думаю о себе

Если я думаю о ребенке. То я точно знаю, что он в начале пути. Я радуюсь уже тому, что он интересуется, трудится, начал новое дело, оторвался от мультиков и планшета.
Я точно знаю, что ему нужно время, чтобы что-то начало получаться. И я готова ждать столько, сколько понадобиться моему единственному в мире малышу. А не столько, сколько написано в справочнике «среднестатистически» для неизвестных мне среднестатистических детей, которых может быть, и не существует вовсе.
И не столько, сколько потребовалось детям соседки, может она все придумала, а им больше потребовалось?

Если я думаю, о ребенке, я точно знаю, что ему сейчас нужна моя поддержка. Ему сейчас трудно и моя задача – замечать, как он потрудился, как ему непросто. Не хвалить просто так на ровном месте – это не будет ценно. А сопереживать, почувствовать, как ему сейчас – от чего он устал, а от чего он горд. И поделиться с ним моим сопереживанием.
И я точно знаю, что мой ребенок в начале своих путей будет ошибаться.
Он точно будет ошибаться. Обязательно. Потому что он пробует, он делает что-то непривычное.
Как он может не ошибиться?
И тогда я знаю, что каждая его ошибка – это не ошибка – это ступенька, проба, шаг в новое. И тогда у этой ступеньки нет знака «хорошо» или «плохо»
Он идет, он учится, он пробует. Нет оценок, это начало, ошибки в начале необходимы.
Ошибки детей – это сигнал для нас – «будь рядом, верь в меня!»
Возможно, многие взрослые скажут, что с ними так не няньчились.
Что за ошибки их ругали так, что хотелось провалиться сквозь землю.

Да, со многими так и было.
И мы это приняли от родителей, взяли в свою жизнь, и продолжаем так с самими собой обращаться. Мама и папа давно нас не критикуют, мы делаем это сами.
И тогда наши ошибки становятся нам самим не ценны.
Нам становится не ценен наш труд, наш пот, наши старания в любом месте, где мы учились новому

Мы не могли не делать ошибок

Но по чьему-то мнению – делать их мы не имели права.


Задумчивый
[User Picture Icon]
From:mechrazum
Date:Март, 19, 2017 17:51 (UTC)
(Смотреть)
Самым эффективным обучающим были не Песталоцци, Ушинский или Макаренко, а наставник Маугли - медведь Балу.
Ибо он использовал только один единственно действенный способ обучения - *Наказание за неправильно совершённые действия должно быть мгновенным и болезненным*.
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:drew_fighter
Date:Март, 19, 2017 20:03 (UTC)
(Смотреть)
В дикой природе всегда и только так.

Этот метод воспитания есть и у людей, называется Отрицательное подкрепление. От наказания отличается тем, что отрицательный стимул подается в момент совершения нежелательного действия, в то время, как при наказании существует разрыв во времени между действием и стимулом.

Есть и другие, тоже эффективные. Книга "Не рычите на собаку" авторства Карен Прайор - настольная библия воспитателя.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:mechrazum
Date:Март, 19, 2017 20:24 (UTC)
(Смотреть)
Настоящая настольная *библия* НАСТОЯЩЕГО обучающего это *Дисциплинарный устав ВС*.
Именно обучающего.
Поскольку именно в природе не существует процесса воспитания, а есть только процесс обучения.
Но животное из отряда высших приматов, обозначившее себя как - *человек* заместило обучение *воспитанием*.
Результатом такой замены стало вырождение человека.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:drew_fighter
Date:Март, 19, 2017 22:21 (UTC)
(Смотреть)
Я понимаю. Но я говорю не о "воспитании", а о воспитании, как аналоге дрессировки - с закреплением желательного поведения и угасанием нежелательного. Балу ведь тоже этим занимался :)
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:mechrazum
Date:Март, 20, 2017 04:18 (UTC)
(Смотреть)
Да, собак, солдат и прочую живность дОлжно обучать одинаковыми способами.
(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[User Picture Icon]
From:gekant
Date:Март, 20, 2017 04:29 (UTC)
(Смотреть)
Название доставляет...

Вот что за крайности? Одни отнимают у детей право на ошибку, другие научают ошибки... любить...
Палка то о двух концах. Почему за ошибки те самые взрослые ругали так, что хотелось провалиться под землю? Неужели все родители раньше ненавидели своих детей? Любить ошибки? Не ругать за ошибки - понятно, терпеливо помогать и поправлять - конечно, но ЛЮБИТЬ? Кого можно вырастить с этой любовью, кроме самодовольного, эгоистичного и безответственного человека? Собственно потому те злодеи-родители и ругали за ошибки, что прививали ответственность за свои действия и понимание цены ошибки.

Есть ошибки, которые можно совершать сколько угодно, пока чему-то учишься, например. Они ничего не стоят, ошибайся сколько угодно, пока можешь. Есть ошибки, цена которых так высока, что у тебя есть только один шанс и смертельно опасные последствия и совершить её не имеешь права. Ошибиться на какой цвет светофора можно перебегать дорогу можешь только один раз. Нет тут пространства для "сейчас мы маленькие и любим наши ошибки, поэтому будем переходить сколько угодно дорогу на красный цвет". У любой ошибки есть цена, но она всегда разная. А когда ошибка совершенно обесценена, когда мы любим наши ошибки, обесцениваются и труд, и старания. Хотя о каком поте тут можно вести речь, когда напрягаться то не обязательно. Всё равно конфетку получишь. По-любому.

Edited at 2017-03-20 04:33 (UTC)
(Ответить) (Ветвь дискуссии)